מעמד האישה ביהדות

מאמרי על מעמד האישה ביהדות פורסם עתה בשפה הרוסית בשבועון "מנורה", היוצא לאור בישראל ומופץ באירופה ובארה"ב. והוא מועלה כאן לטובת קוראי השפה הרוסית

Статус женщины в иудаизме

Ури Паз

ארט דה חלדר, אסתר (הכלה היהודייה), 1684

Довольно часто нам приходится слышать со стороны феминисток резкую критику по поводу отсутствия в иудаизме полного равноправия между мужчиной и женщиной. Известный поэт Иуда Лейб Гордон сформулировал миф о дискриминированных еврейских женщинах в таком восклицании: "О еврейская женщина, кто знал твою жизнь?". Имеется в виду, что никто не может знать, насколько муж, груз домашних работ и воспитание детей поработили еврейскую женщину.

Но на самом деле обвинение в дискриминации женщины гораздо больше подходит светской Греции, христианству и исламу, чем иудаизму. Потому что аксиому о низком статусе женщины в иудаизме легко опровергнуть, приведя в пример множество законов и правил, записанных в еврейских первоисточниках и выступающих в защиту женщины. Эти законы и правила подчеркивают особый статус еврейской женщины и жены в самом положительном значении этого понятия.

Те, кто не знаком как следует с еврейскими первоисточниками, воспринимают в искаженном виде положение женщины в иудаизме. Некоторые относящиеся к образу женщины понятия в этих первоисточниках нередко вызывают отрицательные коннотации у представителей западной культуры, хотя на самом деле проблема заключается в терминологии. Отсутствие необходимых знаний и поверхностное знакомство с контекстом, в котором были произнесены те или иные высказывания мудрецов Талмуда, могут привести к неправильному толкованию терминов, так как при переносе из одного контекста в другой или из одной культуры в другую смысл некоторых терминов может меняться на прямо противоположный.

Исследование доктора Авраама Вайнрота "Феминизм и иудаизм" (2001) показало, что "классический феминизм пытался опровергнуть утверждение, согласно которому женщина не способна быть равноправным партнером мужчины по причинам физическим и психологическим. Целью классического феминизма было разрушить устоявшиеся мнения и доказать, что женщина равна мужчине по своим качествам и способностям и она может делать все то, что может и способен делать мужчина, и возможно, женщина даже сделает это еще лучше. В отличие от классического, современный феминизм пытается доказать не то, что женщины и мужчины одинаковы, а то, что несмотря на разницу, существующую между полами, дискриминации по половому признаку не должно быть места. Исходя из этого, подход мудрецов Талмуда не противоречит современному феминизму".

Профессор Менахем Элон, заместитель президента Верховного суда в отставке, в своей книге "Статус женщины" (2005) тоже пишет, что "требования освободить еврейскую женщину от порабощения Галахе (еврейскому закону), мужу и тому подобные – страдают безответственностью и в лучшем случае указывают на болезненное невежество. Обычно, участью еврейской женщины было не порабощение, а уважение и преклонение, любовь и дружба. Женщина – это и есть дом. Она создавала атмосферу в доме и устанавливала правила поведения в нем. Знаменитый уже многие поколения институт еврейской семьи – это деяние рук и победа духа еврейской матери семейства.

В еврейском мире основа семьи, заключающаяся в отношениях между мужем и женой, нашла свое мощное и поразительное выражение еще в период Талмуда: "Люби жену, как свое тело, а уважай ее больше, чем свое тело". Это выражение содержит явное юридическое и законодательное значение, подобного которому я не нашел ни в одной другой правовой системе ни в древности, ни в более поздние времена.

Еврейская женщина не была порабощена, так что нет необходимости бороться за ее освобождение. Она всегда и во все времена была самостоятельной личностью и обладала полными юридическими правами на имущество и собственность, в отличие от других правовых систем, которые лишали замужнюю женщину юридической самостоятельности".

Подобное утверждение можно найти и в книге "Человек и его дом" (1959), принадлежащей перу доктора Йосефа Дова Соловейчика, раввина из Бруклина: "Нет сомнений, что по Галахе (еврейскому закону) мужчина и женщина обладают равным статусом и одинаковой человеческой ценностью. И мужчины и женщины были созданы по образу и подобию Б-га, и те и другие присутствовали во время получения Завета на горе Синай, и те и другие разделяют сверх-историческое призвание евреев, и те и другие ищут близости Б-га и с теми и другими Он ведет диалог.

Тот факт, что среди наших пророков были и женщины, которые удостоились беседы с Б-гом, – это ясное доказательство того, что у нас никогда не было системы ценностей, разделяющей людей по половому признаку".

К подобным выводам пришел и раввин Элиягу Ки-Тов в своей книге "Мужчина и его дом" (1957): "Еврейские мудрецы не слишком много говорят о равноправии женщины и о возвращении ее достоинства, потому что сыны Израиля, живущие по Торе и по Божьим законам, никогда не лишали женщину ее прав и никогда не смогут и не захотят добавить что-либо к ее правам. Мужчина и женщина – это два царя с двумя коронами, и у каждого из них свое царство. Оба пола принадлежат к человеческому роду. У каждого из них свои функции и свои права. У каждого из них свои отдельные и почетные достоинства, и царство одного никак не пересекается с царством другого".

Выясняется, что если бы феминистки уделили немного внимания изучению Торы, Мишны, Талмуда и Галахи, они бы не позволили себе таких резких, крикливых и иногда даже несдержанных нападок на место и статус женщины в еврейской традиции.

Menora, n: 325, 14 december, 2007

מודעות פרסומת
פוסט זה פורסם בקטגוריה מאמריי בשפה הרוסית. אפשר להגיע ישירות לפוסט זה עם קישור ישיר.

0 תגובות על מעמד האישה ביהדות

  1. מרגריטה הגיב:

    תשים את הספרים בצד ותיכנס לשכונת "מאה שערים",אם כבר מדברים על מסורת.

  2. אורי הגיב:

    מרגריטה,

    במשך ימי חיי הקצרים ביקרתי ולמדתי והתפללתי ואף רקדתי המון פעמים בשכונת "מאה שערים", ועדיין אינני מצליח לרדת לסוף כוונתך.

    עד כמה לדעתך האישה החרדית מ"מאה שערים" מושפלת? ומה ההבדל בינה לבין מקבילתה מ"רמת אביב"?

    ההלכה הפסוקה לדורות היא החשובה בהליכות היומיומיות ביהדות האורתודוקסית. כל השאר זה זמני, חריג ובר-חלוף. וההלכה אינה מפלה את האישה, יותר משהיא מפלה, אם בכלל, את הגבר.

  3. מרגריטה הגיב:

    אישה מרמת אביב מחליטה לבד על דרך החיים שלה. ולאישה החרדית אין זכות בחירה.

    החברה החרדית חזקה מאוד והפחד ממנה הוא אמיתי. הן חיות עפ"י איך שמצפים מהן לחיות, לפי ההלכה. אין להן שום אפשרות לסטות ממסלול חיים קבוע מראש.

    בחברה החילונית האישה היא זאת שמכוונת את עצמה עפ"י דעותיה ורצונותיה. זה מתבטא בשפת דיבור, לבוש, קריירה וכו'.

להשאיר תגובה

הזינו את פרטיכם בטופס, או לחצו על אחד מהאייקונים כדי להשתמש בחשבון קיים:

הלוגו של WordPress.com

אתה מגיב באמצעות חשבון WordPress.com שלך. לצאת מהמערכת / לשנות )

תמונת Twitter

אתה מגיב באמצעות חשבון Twitter שלך. לצאת מהמערכת / לשנות )

תמונת Facebook

אתה מגיב באמצעות חשבון Facebook שלך. לצאת מהמערכת / לשנות )

תמונת גוגל פלוס

אתה מגיב באמצעות חשבון Google+ שלך. לצאת מהמערכת / לשנות )

מתחבר ל-%s